На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Часть выполненной работы

Актуальность темы исследования. Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В младшем школьном возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается всё прежнее отношение ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В этом периоде у ребенка возникает сознание себя как существа социального и понимание своего места в системе доступных ему общественных отношений. Также в этот период происходят значительные изменения и в жизни ребенка, он вступает в школьную жизнь, которая значительно отличается от дошкольного периода. Ребенок должен научиться много делать самостоятельно, так как нет уже такого контроля со стороны педагогов, как это было в детском саду. Именно поэтому ребенку нужно помочь адаптироваться к самостоятельной жизни. Эта задача в первую очередь возлагается на родителей и педагогов школы.
В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смерти – его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием “жизнь”: немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. В условиях продолжающихся социально-экономических преобразований уменьшение адаптационного запаса и способность успешного осуществления деятельности и слаженного развития, наблюдается и у взрослых, и у детей.
Говоря об адаптации к самостоятельности как процессе, следует помнить о двух его сторонах.
С одной стороны, ребенок – это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к самостоятельной жизни – значит подвести его к пониманию необходимости выполнять определенные требования, принимать на себя новые ролевые обязательства. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки. Личностные свойства, делающие ребенка послушным, старательным, неконфликтным.
С другой стороны, адаптация к самостоятельной жизни подразумевает не только приспособление. Но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребенка – это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой.
Обнаружение особенностей формирования свойств и способностей, значимых для адаптации к самостоятельности на различных этапах онтогенеза заслуживает пристального внимания. При этом особое внимания имеет младший школьный возраст. Именно в 7-10 лет нарушения адаптации к самостоятельности могут иметь негативные последствия для личностного развития. Недостаток единого суждения об особенностях адаптации к самостоятельности младших школьников и высокая практическая значимость определила актуальность темы данного исследования.
Проблема исследования заключается в необходимости выявления социально-психологических факторов, учет и использование которых позволит повысить уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к самостоятельной жизни.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ социально – психологических факторов адаптации детей младшего школьного возраста к самостоятельной жизни
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить состояние социальной адаптации к самостоятельной жизни у младших школьников в условиях современной школы.
3. Выявить психолого-педагогические условия социальной адаптации к самостоятельной жизни младших школьников.
4. Разработать рекомендации по облегчению социально — психологической адаптации к самостоятельной жизни детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс адаптации к самостоятельной жизни младшими школьниками.
Предмет исследования: социально-психологические факторы адаптации к самостоятельной жизни младших школьников.
Гипотеза: формирование самостоятельности школьников будет осуществляться эффективно, если:
– образовательный процесс ориентирован на развитие различных форм познавательной деятельности учащихся;
-учтены и задействованы социально-психологические факторы, формирующие самостоятельность у школьников.
Методы исследования:
Выбор методов исследования определялся целью, предметом, задачами и научной гипотезой. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Теоретические: анализ и синтез; обобщение и интерпретация педагогической, психологической, этнографической и методической литературы.
Эмпирические: методы наблюдения; диагностический, формирующий и контрольный эксперименты; метод экспертной оценки, опросно-диагностические методы; методы статистической обработки данных, полученных в ходе эксперимента. При обработке экспериментальных данных были использованы математические методы обработки данных: расчет критерия Манна – Уитни, критерий Вилкоксона.
Теоретической базой исследования стали фундаментальные положения отечественной педагогики и психологии становления личности (Л.И.Божович, Л.В.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); труды о природосообразности личности младшего школьника (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский); концепция самостоятельной деятельности (П.И.Пидкасистый); физиологические исследования возрастных особенностей ребенка (П.К.Анохин, О.И.Артеменко, Н.А.Бернштейн, М.М.Безруких); концепция влияния социальной среды В.П.Кащенко; концепция педагогической поддержки (О.С.Газман, Е.В.Куканова).
Практическая значимость исследования состоит в следующем: с целью повышения уровня самостоятельности разработана программа по работе с детьми младшего школьного возраста, которая может быть использована педагогами школы.
База исследования: МАОУ “СОШ № 10” г. Великий Новгород.
1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации детей к самостоятельной жизни…
   
5.0
Olive
Выполняю переводы с английского языка на русский, контрольные работы по английскому и русскому языкам. Гарантирую точность и грамотность перевода. Также делаю контрольные и домашние задания по математике, физике и техническим дисциплинам.