Часть выполненной работы
Актуальность исследования. Многочисленные наблюдения и исследования памяти в младшем школьном возрасте убедительно показывают, что ребенок, не овладевший учебной деятельностью, оказывается не способным запоминать нужную информацию в полном объеме. В процессе учебной деятельности у младших школьников происходит формирование всех психических процессов. Именно в этот период у детей преобладают непроизвольные словесные мнемические процессы, появляется универсальный способ заучивания.
Характерной особенностью словесной младших школьников памяти является запоминание учебного материала в той форме, в которой он воспринимается. При изучении словесного материала младшим школьникам запоминаются слова, как они их произносят или слышат. При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания, хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Особое значение имеет развитие словесной памяти, особенно у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА), так как она создает, сохраняет и обогащает знания, умения и навыки, без чего не мыслима не только успешная учебная деятельность младших школьников с ОДА, но и их социализация.
Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие памяти, а ОДА может значительно затруднять целенаправленное усвоение детьми знаний и определять уровень развития памяти, основанный на понимании, специальной мнестической обработке материала в целях запоминания и воспроизведения, т.е. затруднять процесс формирования словесной памяти.
Актуальность исследования проблемы развития словесной памяти у младших школьников с ОДА обусловлена ее значимостью в социальном и практическом аспектах, а также недостаточной разработкой в научно-теоретическом и методическом планах. Характеристика закономерностей развития словесной памяти у младших школьников с ОДА позволит определить, влияет ли дефект на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции.
Степень изученности. Механизм развития памяти у младших школьников представлен исследованиями Л.С. Выготского, У. Джеймса, Л.Ф. Жировиной, С.А. Изюмовой, Т.П. Зинченко, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, и др. Л.С. Выготский, У. Джеймс, Т.П. Зинченко и др. раскрыли особенности памяти как психического процесса. В.В. Буянова, С.А. Изюмова, М.В. Калашникова, Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др. определили сущность и особенности развития словесной памяти применительно к детям младшего школьного возраста. В.М. Башнина, С.С. Морозова, Н.В. Симашкова и др. проанализировали особенности развития произвольной памяти у детей школьного возраста с ОДА. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, посвященным исследованию особенностей развития памяти у детей школьного возраста с ОДА, проблема развития такого вида памяти, как словесная в младшем школьном возрасте при ОДА не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить специфику развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Задачи:
1. Раскрыть память как психический процесс.
2. Определить возрастные особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности развития словесной памяти у младших школьников с ОДА.
4. Подобрать диагностические методики для обследования словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению особенностей развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Объект исследования – словесная память.
Предмет исследования – особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Гипотеза: у детей младшего школьного возраста с ОДА диагностируется ограниченный объем запоминаемой словесной информации.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• подходы к памяти как психическому процессу – Л.С. Выготского, У. Джеймса, Т.П. Зинченко и др.;
• подходы к развитию словесной памяти в младшем школьном возрасте с развитием в норме – В.В. Буянова, С.А. Изюмова, М.В.младших школьников с ОДА – И.М. Ордова, Г.А. Цукерман и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. …