На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Часть выполненной работы

Актуальность. В настоящее время на первый план выходит такая проблема как агрессивность детей и подростков, которая привлекает к себе внимание многих исследователей. Это связано с тем, что современный мир полон жестокости, которую дети могут видеть как в СМИ (по телевизору, в Интернете), так и вокруг себя. Напряженная, неустойчивая социальная и экономическая обстановка в современном обществе обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает тревожность, жестокость, цинизм и агрессия. Как известно, агрессия – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение и презрение). Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить [Емельянова Е.В.12; с.1]. Агрессивность – свойство присущее личности, которое выражается в готовности к агрессии. По мнению большинства авторов (К. Лоренц, З. Фрейд, Д. Доллард, Н. Миллер, Е. Азрин и многих других)агрессивное поведение детей – так называемый крик о помощи, на который необходимо обратить внимание, как педагогам, так и родителям. Таким поведением ребенок пытается привлечь взрослых к себе, к своему внутреннему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций. Ребенок не может справиться с таковыми самостоятельно, ему нужна своевременная помощь. У определенной категории детей данная черта развивается с раннего детского возраста, в дошкольном возрасте находится на пути становления. Если не предпринять определенные меры, то агрессивное поведение станет спутником ребенка на протяжении школьного детства и превратится в устойчивое качество личности. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Агрессия представляет серьезную опасность для самого ребенка и для окружающих (З. Фрейд, К. Лоренц). В рамках отечественной психологии исследованиями проблем агрессии занимались: Н. А. Бердяев, В. Н. Дружинин, Е. А. Панько, А. Я. Варга, В. В. Ковалев, А. В. Петровский, А. Е. Личко, В. В. Слободчиков и др. Рост агрессивных тенденций в обществе приводит к росту числа преступности в молодежной среде, особенно часто подростки совершают преступления против личности – наносят веред и ущерб здоровью других, избивают, участвуют в групповых драках. Поэтому особую актуальность имеют исследования факторов, влияющих на формирование агрессии у детей. Для детей школьного возраста важную роль играет общение со сверстниками, особенно взаимоотношения с одноклассниками, которые являются одним из факторов процесса социализации. Во время общения у школьников происходит присвоение значимых норм и ценностей поведения, их индивидуальная модификация [Немов Р.С. 21].А значит, особенности общения со сверстниками, оказывают влияние и на формирование агрессии. Дети могут общаться в процессе совместной деятельности, в разнообразных межличностных отношениях, проявляя как положительные, так и отрицательные отношения друг с другом. Помимо официальной структуры отношений в классе существуют структуры неофициального порядка – симпатии и антипатии одноклассников по отношению друг к другу. Степень принятия ребенка в группе, в коллективе определяет его социометрический статус. Социометрический статус – это положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений. Он определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса [Шестакова Е.Г., Дорфман Л.Я 36; с. 166]. Дети могут быть либо удовлетворены своим статусом, либо нет. Социометрический статус определяется возрастом, уровнем развития группы, деятельностью, спецификой взаимоотношений в группе, степенью принятия групповых и индивидуальных норм и ценностей. Методологическая основа исследования: Проблему агрессивного поведения младших школьников изучали Дубинко Н.А., Реан А.А., Румянцева Т.Г., Фурманов И.А., Бэрон Р., Ричардсон Д. и др. Они считали, что агрессия всегда отрицательно оценивается и проявляется как антигуманизм, как наличие грубой силы. Но иногда об агрессивных действиях говорят положительно, это имеет место во время проведения соревнований, но такая агрессия является исключением. Проблеме социометрического статуса школьников посвятили свои работы: Аркин Е.А, Беляев В., Залужный А.С., Блонский П.П.изучившие качества личности лидера в группе. Исследованиям в области межличностных взаимоотношений, посвящены работы Божович Л.И., Коломинского Я.Л., Матюхиной М.В., Мудрик А.В., Киричук А.В., Лутошкина А.Н.. Ряд работ посвящено детерминации статуса в учебных коллективах – Коломинский Я.Л.; Березовин Н.А.; Конникова Т.Е., Новикова Л.И., Виноградова М.Д., Мудрик А.В. Исследованиям в области межличностных взаимоотношений, посвящены работы Божович Л.И.,КоломинскогоЯ.Л., Матюхиной М.В., Мудрика А.В., Киричук А.В., Лутошкина А.Н. и др. Актуальность проблемы детской жестокости и факторов, влияющих на ее развитие, определила цель нашего исследования. Цель исследования: изучить особенности социометрического статуса младших школьников с разным уровнем агрессивности. Объект исследования: социометрический статус младших школьников. Предмет исследования: младшие школьники с разным уровнем агрессивности. Гипотеза исследования – показатели социометрического статуса младших школьников с разным уровнем агрессивности имеют особенности. Для достижения данной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи: Теоретические. 1. Изучить понятие «агрессия» и «агрессивность» и различные подходы к ним в психологии педагогики. 2. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников. 3. Выявить факторы формирования агрессивности младших школьников; 4. Изучить особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте. Эмпирические. 5. Провести эмпирическое исследование социометрического статуса младших школьников с разным уровнем агрессивности. 6. Разработать практические рекомендации педагогам и родителям. Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы школьными психологами для снижения агрессивности младших школьников и установления их оптимальных взаимоотношений с педагогами и сверстниками. Для проведения исследования были использованы следующие методы: теоретические, которые включают анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение материала. эмпирические: опросники – графическая методика М.А.Панфиловой «Кактус», методика «диагностика агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.), метод социометрии. методы математической статистики – критерий Манна – Уитни. Структура работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. …
   
4.95
user372112
Специализируюсь на курсовых работах, контрольных, рефератах по множеству дисциплин. Владею английским на уровне C1, ежедневно общаюсь с носителями языка. Самостоятельно пишу грамотные работы с высоким уровнем оригинальности. Обращайтесь!