На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Часть выполненной работы

1.1 Общие характеристики, особенности поведения детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – особенно ответственный период воспитания, в этом возрасте начинается личностное становление ребенка. В данном периоде отмечаются сложные взаимоотношения ребенка с другими детьми, и это в значительной степени влияет на процесс формирования его личности. Как правило, мир дошкольника неразрывно связан со сверстниками. И по мере взросления данный вид социальных контактов приобретает все большее значение. В дошкольном возрасте происходит получение всей основной информации ребенком об окружающей действительности. Именно в эти годы он приобретает различные навыки, влияющие впоследствии на становление его личности. Л.С. Выготский отмечал следующие характерные особенности каждого возраста. Например, для младших дошкольников естественно имитировать предметную деятельность — резать хлеб, тереть морковку, мыть посуду. 1.2 Понятие, виды, классификация агрессии Одной из наиболее значительных проблем современного общества является проблема агрессии и агрессивного поведения. Слово «агрессия» происходит от латинского «aggressio», что значит «нападать». Оно издавна существует в Европейских языках, однако значение данного срока не всегда было одинаковым. К началу ХIХ века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Более поздний смысл этого слова изменился, стало более узко направленным. Под агрессией стали понимать враждебное поведение по отношению к окружающим. В психологическом словаре В.П. 1.3 Механизмы агрессии. Роль агрессии в развитии личности И.А. Фурманов замечает, что в какой-то период многим детям присуща агрессивность. Она обусловлена разочарованиями, вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся травмирующими для ребенка. И наиболее удовлетворительным решением для ребенка может казаться агрессивная реакция. Особенно, если у ребенка ограниченные способности к самовыражению или она лишена возможности иным способом удовлетворить существенную для нее потребность [41]. Например, нередко бывает так, что родители, или кто-нибудь из близких запрещают что-либо, лишают ее предмета возникшей потребности или не позволяют удовлетворить ее тем способом, которым желает ребенок. В этом случае напряжение, которое возникает через потребность (игрушки, конфеты), перемещается на тех, кто мешает удовлетворить эту потребность. 1.4 Признаки и возможные причины агрессивного поведения Ведущими психологическими факторами, которые способствуют возникновению агрессивных реакций у детей, являются характеристики направленности и самосознания личности, индивидуально-психологические особенности и социально-психологические характеристики. Важным психологическим фактором агрессивного поведения детей является тревожность. Под тревожностью в психологии понимают склонность индивида к переживанию тревоги; состояние психического и мышечного напряжения, связанное с субъективным ощущением опасности. В состоянии повышенной тревожности ребенок может быть склонным к агрессивным проявлениям, которые субъективно будут оцениваться им как акты самозащиты. Чаще всего, агрессия вызывается словами и поступками, то есть имеет социальный контекст. Негативные эмоции, которые вызываются обидами, или препятствиями, ведут к агрессивным намерениям. Чем высший уровень фрустрации, тем сильнее агрессия пострадавшего. 1.5 Понятие и формы организации театрализованной деятельности Театрализованная деятельность – это проигрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, разнообразных инсценировок). Герои произведения в процессе организации данной деятельности становятся действующими лицами, а происходящее с ними представляет собой сюжет игры. В ходе театрализации возможно перевоплощение детей не только в одушевленных героев (как, например, животные или людские персонажи), но и в явления природы, растения и персонажей мира фантастики [28]. Основой театрализованной игры является готовый сюжет, поэтому действиями дошкольника «руководит» текст книги. Театрализованную деятельность традиционно подразделяют на два вида: драматизацию и режиссерскую. В процессе игры-драматизации происходит самостоятельное формирование образа детьми. 1.6 Творческие игры как вид театрализованной деятельности Как правило, в современных детских садах используют два основных вида театрализованных игр: Игры-драматизации, где каждый ребенок как актер выполняет свою роль; Игры детей с различным видами театров (театр картинок, петрушки и марионетки, настольный, теневой и конусовый театр и пр.) [10, 1686]. Театрализованные игры во всем своем многообразии выполняют ряд функций. Обучающая функция заключается в том, что театрально-игровая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыков и опыта познавательной, игровой, творческой и практической деятельности. Поскольку театрализованная игра представляет собой синтез искусств, то социокультурная функция связана с усвоением ребёнком богатства культуры и формированием его как личности на основе приобщения к различным видам и произведениям искусства. 1.7 Влияние театрализованной деятельности на агрессивное поведение детей Театрально-игровая деятельность – творческий, синтетический вид деятельности, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни), требующий достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений [22]. Профилактический эффект театрально-игровой деятельности заключается в комплексном влиянии на внешние и внутренние факторы риска развития поведенческих отклонений. Театрально-игровая деятельность позволяет научить детей контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме; повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние, закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка; научить работать в коллективе. 2.1 Методологические принципы исследования Основными методологическими принципами, на которые опирается данное исследование, являются: 1. Принцип объективности, который раскрывается в подборе валидных и надежных методов и методик исследования; 2. Принцип развития психики, на котором основано предположение о динамике формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе занятий изобразительной деятельностью; 3. Принцип единства личности, сознания и деятельности, который позволяет изучать природу художественно-творческих способностей, а также их динамику в ходе занятий по театрализованной деятельности в период дошкольного возраста. 4. Принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических функций. Исследование направлено на поиск условий и возможностей коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраст посредством театрализованной деятельности. 2. 2.2 Планирование исследования Исследование проводилось в течение 2019-20 учебного года на базе ГБОУ СОШ № 365 им. М.П. Краснолуцкого ОДОД Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Основные этапы исследования: 1 этап – констатирующий. Проведение психодиагностического исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Обработка и анализ полученных результатов. 2 этап – формирующий. Отбор контрольной и экспериментальной групп испытуемых по результатам проведения психодиагностического обследования. Разработка программы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Реализация программы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в экспериментальной группе. 3 этап – итоговый. •Сравнение результатов диагностики агрессивного поведения у испытуемых контрольной и экспериментальной групп после проведения развивающих занятий. 2.4 Методы и методики исследования Для выявления уровня агрессивности детей дошкольного возраста нами были подобраны следующие методики: – «Кактус» М.А. Панфиловой; – «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич; – Методика «Цветовой тест Люшера» в модификации О.Ф. Дубровской; – Анкета «критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко); – Методика «Паровозик» (С.В. Велиева). Рассмотрим методики более подробно. 1. «Кактус» М.А. Панфиловой (Приложение 1). Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. 2. «Несуществующее животное» (Приложение 2). 3.1. Диагностика уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста После проведения всех методик у нас получились следующие результаты. По методике «Кактус» в контрольной группе высокий уровень агрессивности выявлен у 5 человек (25%), 11 детей находятся на среднем уровне (55%), у 4 детей (20%) выявлен низкий уровень агрессивности. В экспериментальной группе высокий уровень агрессивности в 6 детей (30%), средний – у 12 детей (60%), на низком уровне агрессивности всего 2 ребенка (10%). Для наглядности представим полученные денные в виде диаграммы (Рис. 1). Рис. 1. Уровень агрессивности детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по методике «Кактус» на констатирующем этапе эксперимента (%) По второй методике «Несуществующее животное» у нас получились следующие результаты. В контрольной группе высокий уровень агрессивности выявлен у 4 детей (20%), средний уровень обнаружен у 9 детей (45%), на низком уровне 7 детей (35%). 3.2. Программа с использованием театрализованной деятельности, направленная на снижение уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста На формирующем этапе исследования с детьми была проведена психокоррекционная работа, которая включала в себя занятия как для детей с пассивно-защитным, так и с активным ярко выраженным агрессивным поведением. Для стабилизации эмоциональной сферы и снижения агрессивных наклонностей старших дошкольников применялась коррекционная программа с использование театрализованной деятельности, направленная на предупреждение и снижение агрессивности, повышения уверенности в себе, развитии эмоциональной регуляции поведения. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. …