На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность работы. В Меморандуме непрерывного образования Евросоюза, в частности, говорится о том, что образовательные системы должны адаптироваться к новым реалиям XXI века, и неформальное образование призвано стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости граждан. Исследование результатов внедрения неформального образования молодежи и взрослых, как в развитых, так и развивающихся, свидетельствуют, что именно неформальное образование действительно демократически и гуманистически направленное, поскольку предполагает учет интересов человека и его потребностей, способствует получению образования всеми желающими, независимо от возраста, пола, социального положения и места проживания.
Для России актуальность неформального образования взрослых обусловлена многими факторами, среди которых – трудности по адаптации взрослого населения к новым социально-экономическим условиям, снижение занятости взрослого населения, рост безработицы, снижения уровня доходов на душу населения, потеря квалификации взрослого населения и отсутствие необходимых навыков, опасность снижения уровня доступности образования для детей, чьи родители социально и экономически неадаптированные в обществе. Особую тревогу вызывает вопросы положения сельских жителей, которые из-за ограниченности в доступе к получению профессионального образования неконкурентоспособны на формальном рынке труда. Усиливается тенденция роста культурно-образовательных потребностей и запросов различных категорий взрослых. В то же время в государстве недооценивают роль и значение неформального образования взрослых для формирования человеческого капитала, экономического роста страны и тому подобное. В контексте указанного, заслуживает внимания опыт европейских стран в области образования взрослых. Среди трех приоритетных направлений развития образования взрослых в Европе, обоснованных 2013 Европейской Ассоциацией Образования взрослых на Европейской Комиссии, выделены следующие: рост значения неформального образования взрослых; признание необходимости и дальнейшее распространение непрерывного образования; признание гражданского общества основным партнером в развитии образования [1]. Безусловно: неформальное образование является современным образовательным трендом в развитых странах мира и одновременно определяющим фактором по занятости и социального обеспечения, экономического роста и конкурентоспособности населения и государства, свидетельствует об отсутствии ограничения ее исключительно сферой образования.
В начале XXI века в России неформальное образование взрослых как образовательный тренд получила все большее распространение. Такое образование способствует формированию гражданского общества путем удовлетворения культурно-образовательных потребностей и адаптации различных категорий взрослых в конкретных производственных и экономических условий регионов, формирования специфической социально-экономического поведения личности, содействие саморазвитию, самореализации личности путем активной общественной, волонтерской деятельности и творческого самовыражения в различных областях, приобретение индивидуального социального опыта.
В России неформальное образование молодежи и взрослых реализуют в плоскости учебно-просветительских инициатив, и направляют на развитие дополнительных умений и навыков различных категорий взрослых. Её отличает вариативность и обычно необязательность предоставления официально признанного документа. Наибольшее распространение получили художественный, оздоровительный, лингвистический, информационно-коммуникационный, психолого-ориентированный, реабилитационный и другие направления неформального образования. Неформальное образование, молодежь и взрослые могут получить в университетах, клубах, учебных и просветительских центрах, общественных объединениях и союзах, домах культуры, музеях, библиотеках, студиях, кружках, школах, мастерских искусство (в том числе и при монастырях) и др. В тренде – курсы, тренировочные занятия, индивидуальные занятия с репетитором, мастер-классы по личностному и профессиональному развитию молодежи и различных категорий взрослых. Преимущественно они функционируют как коммерческие проекты. В то же время в контексте реалий привлекают внимание проблемы личностного и профессионального развития молодежи и различных категорий взрослых, их здоровье и эффективная жизнедеятельность, что приводит к необходимости обращения к новым методическим подходам, предусматривающих учет особенностей личности в контексте ее жизненных возможностей, высших целей и смыслов жизни, а также инновационного потенциала, который способствует развитию профессиональной мобильности, стрессовой жизнестойкости человека. Именно неформальное образование в наибольшей степени способно удовлетворить образовательные потребности различных групп населения, является важной составляющей социализации индивида, помогает осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, самообразованию и самовоспитанию.
Объект исследования: неформальное образование взрослых.
Предмет исследования: особенности применения неформального образования взрослых.
Цель работы: рассмотреть специфику неформального образования взрослых.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить такие задачи:
– рассмотреть становление системы образования взрослых в современном мире;
– выявить сущностные характеристики понятия «неформальное образование взрослых»;
– исследовать развитие неформального образования взрослых в зарубежном опыте;
– привести возникновение неформального образования в России;
– разобрать андрагогический подход в неформальном образовании взрослых;
– проанализировать дидактические аспекты организации неформального образования .
Для обеспечения решения поставленных задач и достижения цели необходимо использование таких общенаучных методов исследования:
– ретроспективного и сравнительного анализа путем изучения различий определений и трактовок понятия “неформальное образование взрослых”;
– систематизации и классификации основных характеристик и принципов неформального образования взрослых.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы….