На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Юношеский возраст — это период определения жизненных планов, формирования системы ценностей, мировоззрения, убеждений, смысла жизни, идеалов, и в целом – личностного, профессионального, и жизненного самоопределения.
Особенности развития личности в этот период определяют и последующий жизненный путь. В юношеском возрасте четко проступают особенности психической сферы ребенка, а также проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие учёные, самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в сознании совершенно новых психологических образований – рефлексии на себя и на других.
Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что в этот период происходит, становление его самосознания, сопровождаемое психосоциальных противоречий. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.
Многочисленные психологические, педагогические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания подрастающего поколения характеризуется ростом самосознания, изменением оценочного отношения к окружающим, стремлением к взрослости, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, быстрым вхождением в роли, чувствительностью к оценкам окружающих.
Изучению самоотношения юношей уделялось значительное внимание в работах авторов. Самоотношению посвящен ряд исследований психологов ( Н.Е. Харламенкова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.А. Леонтьев, Н.И. Сарджвеладзе, С.Р. Пантилеев, Л.И Божович, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, и др.), которые рассматривали ее в контексте общей проблемы – проблемы развития личности. В зарубежной психологической литературе тоже есть большое количество исследований по психологии самоотношения и самосознания,это исследования: С. Куперсмит, У. Джеймса, Дж. Маккарти, М. Розенберга, Г. Марвелла, Р. Уайли, Л. Фестингера, Л. Уэллса, Д. Ходжа и мн. др. Но анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке нет одной систематизации отдельных проявлений отношения к себе и их представление в виде структуры самоотношения.
Одним из высших уровней системы субъектно-личностных отношений является отношение к себе, собственной личности, к своим поступкам, т.е. самоотношение. Отношение к себе – это важная роль в формировании целостной личности. Отношение к себе, является нтегральным свойством личности, подобное отношение накладывает отпечаток на все психические явления, поэтому актуально и для детского возраста, и для остальных периодов жизни человека.
Юношеский возраст – это один из важных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания и системы взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека, формирование организма в процессе полового созревания, что оказывает большое влияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новых личностных и психологических качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – производственной, учебной, творческих занятий и пр. Для юношеского периода характерны стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, а также адаптация в отношениях с коллективом.
В психологической литературе самоотношение личности определяется также как эмоциональный компонент самосознания . Отношение личности к себе как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его составляющая не воспринимается человеком безразлично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которого описывается эмоциональный компонент самосознания, является термин «эмоционально-ценностное самоотношение».
В психологии к проблемам самоотношения обращались такие психологи Пантелеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р., Рубинштейн С.Л. и другие.
В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в психологии уже сложилось определенные предпосылки для углубления анализа и обоснования категории самоотношения, но недостаточно прослеживается особенности самоотношения у детей подросткового возраста.
Цель исследования: изучение особенности формирования самоотношения в юношеском возрасте.
Объект исследования: самоотношение личности в юношеском возрасте.
Предмет исследования: способы измерения самоотношения в юношеском возрасте.
Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:
0. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
1. Охарактеризовать сущность самоотношения.
2. Рассмотреть особенности формирования самоотношения в юношеском возрасте.
Методами исследования выступали: теоретический анализ литературы, обобщение и систематизация материала….
Особенности развития личности в этот период определяют и последующий жизненный путь. В юношеском возрасте четко проступают особенности психической сферы ребенка, а также проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие учёные, самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в сознании совершенно новых психологических образований – рефлексии на себя и на других.
Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что в этот период происходит, становление его самосознания, сопровождаемое психосоциальных противоречий. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.
Многочисленные психологические, педагогические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания подрастающего поколения характеризуется ростом самосознания, изменением оценочного отношения к окружающим, стремлением к взрослости, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, быстрым вхождением в роли, чувствительностью к оценкам окружающих.
Изучению самоотношения юношей уделялось значительное внимание в работах авторов. Самоотношению посвящен ряд исследований психологов ( Н.Е. Харламенкова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.А. Леонтьев, Н.И. Сарджвеладзе, С.Р. Пантилеев, Л.И Божович, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, и др.), которые рассматривали ее в контексте общей проблемы – проблемы развития личности. В зарубежной психологической литературе тоже есть большое количество исследований по психологии самоотношения и самосознания,это исследования: С. Куперсмит, У. Джеймса, Дж. Маккарти, М. Розенберга, Г. Марвелла, Р. Уайли, Л. Фестингера, Л. Уэллса, Д. Ходжа и мн. др. Но анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке нет одной систематизации отдельных проявлений отношения к себе и их представление в виде структуры самоотношения.
Одним из высших уровней системы субъектно-личностных отношений является отношение к себе, собственной личности, к своим поступкам, т.е. самоотношение. Отношение к себе – это важная роль в формировании целостной личности. Отношение к себе, является нтегральным свойством личности, подобное отношение накладывает отпечаток на все психические явления, поэтому актуально и для детского возраста, и для остальных периодов жизни человека.
Юношеский возраст – это один из важных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания и системы взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека, формирование организма в процессе полового созревания, что оказывает большое влияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новых личностных и психологических качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – производственной, учебной, творческих занятий и пр. Для юношеского периода характерны стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, а также адаптация в отношениях с коллективом.
В психологической литературе самоотношение личности определяется также как эмоциональный компонент самосознания . Отношение личности к себе как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его составляющая не воспринимается человеком безразлично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которого описывается эмоциональный компонент самосознания, является термин «эмоционально-ценностное самоотношение».
В психологии к проблемам самоотношения обращались такие психологи Пантелеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р., Рубинштейн С.Л. и другие.
В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в психологии уже сложилось определенные предпосылки для углубления анализа и обоснования категории самоотношения, но недостаточно прослеживается особенности самоотношения у детей подросткового возраста.
Цель исследования: изучение особенности формирования самоотношения в юношеском возрасте.
Объект исследования: самоотношение личности в юношеском возрасте.
Предмет исследования: способы измерения самоотношения в юношеском возрасте.
Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:
0. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
1. Охарактеризовать сущность самоотношения.
2. Рассмотреть особенности формирования самоотношения в юношеском возрасте.
Методами исследования выступали: теоретический анализ литературы, обобщение и систематизация материала….