Часть выполненной работы

Актуальность темы. НАТО – военная организация Североатлантического договора, созданная в самом начале «холодной войны». Ее главной целью провозглашалась борьба с распространением «советской угрозы», но в уставных документах не было никакого намека на агрессию. В частности ст.4 вашингтонского соглашения от 4.04.1949 г. гласила следующее: «Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из договаривающихся сторон окажутся под угрозой»1. Следующая статья предусматривала «оказание взаимопомощи участникам договора в случае вооруженного нападения на одного или нескольких из них в Европе или Северной Америке»2.
В 1991 году происходит распад СССР и всего социалистического лагеря, роспуск главного военного противника НАТО – Организации Варшавского договора (ОВД). Западные политики становятся перед выбором, что им делать дальше, поскольку существование североатлантического альянса лишается смысла. В сложившейся ситуации НАТО имело три пути развития:
• роспуск;
• создание военного органа ОБСЕ на основе имеющейся инфраструктуры;
• сохранение НАТО в качестве военно-политического блока с последующим расширением
Страны блока выбрали третий путь и, несмотря на мирные обещания, и буквально за десятилетие включили Восточную Европу в орбиту своего влияния.
Наиболее кровавой страницей развития НАТО в 90-е гг. стали Балканы. Югославия распадалась на суверенные государства через жернова гражданской войны и участие военного контингента западных стран превратило распад в масштабное кровопролитие. Локальный балканский кризис стал международным и в ряде стран (Сербия, Албания) он не разрешен до сих пор. Данной теме уже посвящены сотни книг, статей и диссертаций. Серьезные споры историков вызывают внутренние и внешние причины возникновения кризиса, оценка различных субъектов конфликта. В отечественной историографии большое внимание уделяется участию России в данном конфликте.
Вооруженный конфликт в Югославии стал наглядным примером того, что миротворческий контингент может лишь развести противоборствующие лагеря в разные углы ринга. Если за этим не последует необходимого политического решения, то переведенный в режим ожидания конфликт обязательно вспыхнет с новой силой. В Югославии «голубые каски» не только выполняли свои непосредственные функции, но и активно участвовали в налаживании мирной жизни. Как писал военный обозреватель В. Соловьев «в Косово силами солдат осуществлялось строительство больниц, налаживание канализационной системы, выпечка хлеба для населения»3
Источниковая база состоит из документов, которые можно разделить на две группы.
1. Документы, связанные с самим процессом распада социалистического югославского государства и образованием молодых независимых государств. Для работы с ними мы использовали сборник «Югославия в огне: документы, факты, коммен­тарии (1990 – 1992)» под редакцией Е.Ю.Гуськовой4.
2. Документы, отражающие реакцию мирового сообщества на балканские события. Здесь мы в первую очередь опираемся на документы Совета Безопасности ООН. В частности, планы мирного урегулирования в Боснии и Герцеговине (БиГ)5, Косово и Метохии6, доклады Генерального секретаря о деятельности Международной конференции по бывшей Югославии7.
Научная разработанность темы. Изучение документов международных организаций (в частности, резолюции Совета Безопасности ООН), научной и научно-публицистической литературы, материалов конференций и других источников позволяет утверждать, что многие аспекты рассматриваемой проблемы нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Без преувеличения ведущим специалистом по данной теме следует назвать доктора исторических наук Е. А. Гуськову. Она опубликовала более 350 научных и публицистических работ и на настоящий момент является членом Сербской Академии Наук и Искусств по отделению исторических наук. Не менее ценны работы таких авторов как Ивашов Л. Г., Валецкий О. В., Тягуненко Л. В., Мартынов М. Ю. Также очень много ценной информации представлено в работе зарубежного историка Веселина Джуретича «Развал Югославии. Основные течения 1918–2003 гг.». Она написана сербом, но в ней нет одностороннего освещения югославской трагедии и попыток обвинить во всем «албанцев и НАТО». Не удивительно, но книги данного автора подвергались в Югославии запрету. Опираясь на очень большой фактический материал, автор подробно аргументирует свой взгляд на тот основной фактор, который, по его убеждению, привёл ко всем несчастьям Югославии, включая её распад. Это то, что сербы, вместо того чтобы сосредоточить все силы на создание своего национального государства, его идеологии и политики, стали жертвами мечты о великом государстве южных славян.
Объект исследования – развитие отношений между странами Балканского региона и странами НАТО; формы включение Североатлантического союза в межнациональные и межэтнические конфликты региона.
Предмет исследования – политика НАТО в Балканском регионе, механизмы ее реализации, а также роль Североатлантического союза в решении проблем безопасности региона.
Хронологические рамки работы – с начала 90-х гг. XX в. и до наших дней. Это был период широкомасштабных перемен на европейском континенте и, в первую очередь, на Балканском полуострове. Также в этот период происходит и преобразование НАТО, значительная переориентация его внешнеполитических устремлений, возникают и институционально оформляются отношения блока с государствами, еще недавно находившимися «по ту сторону баррикады».
Целью данной работы состоит в том, чтобы провести всестороннее исследование международного сотрудничества в урегулировании внутреннего конфликта на территории бывшей республики Югославия;
Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:
1. Рассмотреть военную миссию в Хорватии.
2. Рассмотреть военную миссию в Боснии и Герцеговине.
3. Рассмотреть агрессию НАТО против Югославии и решение Косовской проблемы…
   
4.57
zhanna24
Закончила московский финансово-юридический университет в 2014 г, по специальности прикладная информатика в экономике. Написанием студенческих работ занимаюсь с 2012 года.