На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность исследования социально-психологичесих факторов, детерминирующих виктимное поведение в подростковом возрасте, подтверждается целым рядом обстоятельств. Прежде всего, следует сказать о том, что статистические данные ГИАЦ МВД России показывают, что виктимогенная ситуация в целом в России весьма сложная. Что касается анализа социально-демографических характеристик виктимизации, то признано, что одной из наиболее распространенной форм агрессии в современной России является насилие в отношении несовершеннолетних. В последние годы агрессия в отношении детей и подростков вызывает все большее беспокойство общественности, является ведущей причиной детского травматизма и детской смертности.
Неблагополучные отношения в семьях, жестокость и насилие в отношении детей со стороны взрослых, унижение их достоинства и принуждение к противоправному поведению становятся фактами повседневной жизни для большого числа несовершеннолетних. В стране сформировался устойчивый преступный бизнес по содержанию притонов, сводничеству, развитию теневого рынка сексуальных услуг и вовлечению в эту деятельность несовершеннолетних, получили распространение организованные формы эксплуатации детей в коммерческих целях.
Кроме того, мало обращается внимание на такие обстоятельства, когда жертвой жестокого обращения становится ребенок или подросток в среде своих сверстников. Взрослые нередко полагают, что ребенок, а тем более подросток должен уметь постоять за себя в разных детских коллективах, учителя и даже родители часто не различают границ дозволенного, границ между «выяснением отношений» и откровенным насилием.
Тем не менее, известно, что жертвой жестокого обращения в детской среде потенциально может стать любой ребенок. Наиболее уязвимыми для жестокого обращения в детской среде становятся дети, отличающиеся от своих ровесников какими-либо особенностями (этническая принадлежность, социально-экономический статус родительской семьи, внешность подростка, своеобразие его поведения, особенности личности и характера) подростка [Можгинский Ю.Б., 1999].
Актуальность выбранной темы подтверждается также возросшей потребностью виктимологической профилактики и коррекции.
Надо признать, что в российской психологии проведено мало исследований по теме виктимного поведения личности. Существуют множественные исследования изучения общих теоретических вопросов, есть исследования, посвященные виктимологической профилактике преступности (А.Б. Антонов, В.Г. Балашов, А.И.Долгова, Минская С.В. и др.), а также исследования, которые поднимают вопросы личной безопасности граждан (Г.М. Миньковский, Е.П. Ким, А.А. Михайличенко). Но, конечно же, этих работ явно недостаточно.
Еще меньше работ, которые поднимают проблематику подростковой виктимности. Можно отметить, что на сегодняшний день имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (Бурелов Э.А., 1991; Морозова И.Г., 1992; Кузнецов И.В., 1994). Но эти работы посвящаются исследованиям уже «состоявшихся» жертв преступных посягательств. В то время как все более возрастает необходимость в таких исследованиях с целью профилактики [Гурьева В.А., Дмитриева Т.Б., 2007].
До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение. Также отсутствует разработанная система превентивных мероприятий, направленных на предотвращение реализации виктимного потенциала.
Таким образом, целью аттестационной работы становится изучение социально-психологических детерминант виктимного поведения подростка, а ее предметом являются социально-психологические факторы, способствующие реализации различных форм виктимного поведения подростком.
Объектом исследования стали 52 подростка обоих полов в возрасте 15-16 лет – учащиеся старших классов средней школы.
Мы выдвинули следующие предположения:
1. Склонность к виктимному поведению обусловливается возрастными особенностями подростков, но при этом предрасположенность к реализации различных форм виктимного поведения у подростков имеет различия.
2. На предрасположенность к реализации различных форм виктимного поведения оказывает влияние тип родительского отношения к подростку, как социальный фактор виктимизации.
3. Предрасположенность к реализации различных форм виктимного поведения обусловливается личностными особенностями подростка.
В соответствии с целью и выдвинутыми предположениями были сформулированы следующие задачи для решения:
1. Проанализировать литературу, посвященную состоянию проблемы виктимного поведения в подростковом возрасте;
2.Выявить склонность испытуемых подростков к виктимному поведению; .
3.Изучить тип родительского отношения;
4. Изучить личностные особенности исследуемых подростков;
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме;
2. Методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой;
3. Методика диагностики родительского отношения к ребенку А.Я. Варга и В.В. Столина
4. Методика СМИЛ (модификация теста ММРI) для подростков. …
Неблагополучные отношения в семьях, жестокость и насилие в отношении детей со стороны взрослых, унижение их достоинства и принуждение к противоправному поведению становятся фактами повседневной жизни для большого числа несовершеннолетних. В стране сформировался устойчивый преступный бизнес по содержанию притонов, сводничеству, развитию теневого рынка сексуальных услуг и вовлечению в эту деятельность несовершеннолетних, получили распространение организованные формы эксплуатации детей в коммерческих целях.
Кроме того, мало обращается внимание на такие обстоятельства, когда жертвой жестокого обращения становится ребенок или подросток в среде своих сверстников. Взрослые нередко полагают, что ребенок, а тем более подросток должен уметь постоять за себя в разных детских коллективах, учителя и даже родители часто не различают границ дозволенного, границ между «выяснением отношений» и откровенным насилием.
Тем не менее, известно, что жертвой жестокого обращения в детской среде потенциально может стать любой ребенок. Наиболее уязвимыми для жестокого обращения в детской среде становятся дети, отличающиеся от своих ровесников какими-либо особенностями (этническая принадлежность, социально-экономический статус родительской семьи, внешность подростка, своеобразие его поведения, особенности личности и характера) подростка [Можгинский Ю.Б., 1999].
Актуальность выбранной темы подтверждается также возросшей потребностью виктимологической профилактики и коррекции.
Надо признать, что в российской психологии проведено мало исследований по теме виктимного поведения личности. Существуют множественные исследования изучения общих теоретических вопросов, есть исследования, посвященные виктимологической профилактике преступности (А.Б. Антонов, В.Г. Балашов, А.И.Долгова, Минская С.В. и др.), а также исследования, которые поднимают вопросы личной безопасности граждан (Г.М. Миньковский, Е.П. Ким, А.А. Михайличенко). Но, конечно же, этих работ явно недостаточно.
Еще меньше работ, которые поднимают проблематику подростковой виктимности. Можно отметить, что на сегодняшний день имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (Бурелов Э.А., 1991; Морозова И.Г., 1992; Кузнецов И.В., 1994). Но эти работы посвящаются исследованиям уже «состоявшихся» жертв преступных посягательств. В то время как все более возрастает необходимость в таких исследованиях с целью профилактики [Гурьева В.А., Дмитриева Т.Б., 2007].
До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение. Также отсутствует разработанная система превентивных мероприятий, направленных на предотвращение реализации виктимного потенциала.
Таким образом, целью аттестационной работы становится изучение социально-психологических детерминант виктимного поведения подростка, а ее предметом являются социально-психологические факторы, способствующие реализации различных форм виктимного поведения подростком.
Объектом исследования стали 52 подростка обоих полов в возрасте 15-16 лет – учащиеся старших классов средней школы.
Мы выдвинули следующие предположения:
1. Склонность к виктимному поведению обусловливается возрастными особенностями подростков, но при этом предрасположенность к реализации различных форм виктимного поведения у подростков имеет различия.
2. На предрасположенность к реализации различных форм виктимного поведения оказывает влияние тип родительского отношения к подростку, как социальный фактор виктимизации.
3. Предрасположенность к реализации различных форм виктимного поведения обусловливается личностными особенностями подростка.
В соответствии с целью и выдвинутыми предположениями были сформулированы следующие задачи для решения:
1. Проанализировать литературу, посвященную состоянию проблемы виктимного поведения в подростковом возрасте;
2.Выявить склонность испытуемых подростков к виктимному поведению; .
3.Изучить тип родительского отношения;
4. Изучить личностные особенности исследуемых подростков;
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме;
2. Методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой;
3. Методика диагностики родительского отношения к ребенку А.Я. Варга и В.В. Столина
4. Методика СМИЛ (модификация теста ММРI) для подростков. …