Стоимость: 249 руб.
Содержание
2.2 Содержание методики исследования зрительной и слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения психического развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста
1.1. Основные процессы памяти и ее виды
1.2. Особенности развития памяти в онтогенезе
1.3. Состояние проблемы изучения памяти у детей с ОНР
Обобщение теоретических основ исследования
Глава II. Исследование памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования
2.2 Содержание методики исследования зрительной и слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Заключение
Список литературы
…Нужна такая же работа?
Оставь заявку и получи бесплатный расчет
Несколько простых шагов
Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков
Получайте предложения от авторов
Выбирете понравившегося автора
Получите готовую работу по электронной почте
2.2 Содержание методики исследования зрительной и слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В методике исследования зрительной и слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовались материалы Р.С. Немова «Общая психология» (2017) [34], М.Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Диагностика развития ребенка 5-7 лет» (2007) [5] и материалы А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» (2002) [43].
Методика включала в себя два раздела: 1.исследование зрительной памяти. 2. Исследование слухоречевой памяти.
1.Исследование зрительной памяти
1. Тест «Вспомни картинки»
Цель: оценка состояния кратковременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого материала.
Материал: картинки на которых изображены: яблоко, ель, кукла, самолет, мяч, стул.
Процедура: Показать ребенку последовательно шесть картинок, на которых изображены знакомые ему предметы.
…
Введение
Память – психический процесс, способствующий получению, сохранению и дальнейшему воспроизведению опыта человека. Именно память связывает прошлый опыт человека с настоящим и позволяет применить его повторно. Память обеспечивает нормальное функционирование организма, необходимое условие для получения и развития знаний, умений и навыков.
Память играет большую роль в развитии и обучении ребенка так как без этого психического процесса невозможно осуществлять развитие познавательной деятельности. Она опирается на память еще с самого раннего возраста ребенка. От того насколько хорошо будет развита память напрямую зависит успешность обучения ребенка. Если ребенок не может сохранить, а затем воспроизвести информацию, то он не сможет достигнуть успеха в своей деятельности. Поэтому память имеет огромное значение в жизнедеятельности человека. В этом выражается актуальность исследования.
Изучением памяти занимались многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные.
…
1.1. Основные процессы памяти и ее виды
Психическое развитие является непрерывным, сложным, длительным процессом, который направлен на приобретение и сохранение опыта, знаний. Все это осуществляется благодаря такому психическому процессу как память.
Нейрофизиология определяет память как свойство нервной системы, способное в течении некоторого временного промежутка хранить информацию о происходящем в окружающем мире и реакцию организма на определенную ситуацию, а также неоднократно воспроизводить и изменять эту информацию [35, 36].
В психологии память рассматривается как познавательный психический процесс, результат познавательной деятельности, который может быть запомнен, сохранен, воспроизведен и забыт.
С. Р. Немов характеризовал память как впечатления, оставившие следы об окружающем т.е. опыт. Благодаря бесконечному обновлению опыту человек может адаптироваться к условиям жизнедеятельности [34].
Л. В.
…
1.2. Особенности развития памяти в онтогенезе
Прежде чем рассмотреть особенности развития памяти в онтогенезе, определим значимость данного психического процесса в жизнедеятельности организма.
Память имеет огромное значение для жизни индивида, любой вид деятельности требует участия памяти в процессе ее выполнения. И.М. Сеченов считал, что человек не развивался бы далее в онтогенезе т.к. все ощущения и восприятия исчезали бы сразу не сохраняясь в памяти, организм оставался бы в онтогенетическом развитии как у новорожденного.
С.Л. Рубинштейн видел роль памяти в том, что она дает возможность существования человека в будущем, опираясь на прошлое. С.Р. Немов выделял значимость памяти в нормальном функционировании личности и социума в целом [22, 30, 33].
Н. И. Чуприкова изучая память как социальное явление отметила, что память – постоянный «аккумулятор» и носитель всего психического развития человека и как субъекта и как личности.
…
1.3. Состояние проблемы изучения памяти у детей с ОНР
Для того чтобы рассмотреть состояние памяти у детей с общим недоразвитием речи, следует рассмотреть особенности проявления общего недоразвития речи.
Впервые термин ОНР был введен в 1950-60 гг. Р.Е. Левиной, занимавшейся изучением данной проблемы совместно с другими исследователями Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Г. И. Жаренковой. Общее недоразвитие речи (ОНР) впервые стало представляться как системное нарушение. Нарушения развития речи происходят в соответствии с законами иерархического строения высших психических функций [27].
Р.Е. Левина выделила структуру нарушения при ОНР: происходит расстройство всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматической стороны, то есть звуковой стороны и смысловой стороны речи [27].
Подход, который выдвинула Р.Е.
…
Обобщение теоретических основ исследования
К теоретическим основам исследования можно отнести:
– современные знания из области нейрофизиологии (В.М. Смирнов, В.В. Шульговский), свидетельствующие о том, что память является свойством нервной системы, сохраняющее и воспроизводящее информацию некоторое время.
– знания из области психологии (С. Р. Немов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Л. В. Черемошкина), определяющие память познавательным психическим процессом, результатом познавательной деятельности, который может быть запомнен, сохранен, воспроизведен и забыт.
– представления о сущности и закономерностях памяти на основании психологических теорий (П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник, С. Р. Немов, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Горбатова)
– знания об основных процессах памяти (Э.И. Волченков, В. М. Козубовский, Г.В. Диговцов, А.Г. Маклаков, Г. Эббингауз, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Ж.
…
2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования
Целью исследования являлось выявление основных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
…
2.2 Содержание методики исследования зрительной и слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В методике исследования зрительной и слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовались материалы Р.С. Немова «Общая психология» (2017) [34], М.Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Диагностика развития ребенка 5-7 лет» (2007) [5] и материалы А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» (2002) [43].
Методика включала в себя два раздела: 1.исследование зрительной памяти. 2. Исследование слухоречевой памяти.
1.Исследование зрительной памяти
1. Тест «Вспомни картинки»
Цель: оценка состояния кратковременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого материала.
Материал: картинки на которых изображены: яблоко, ель, кукла, самолет, мяч, стул.
Процедура: Показать ребенку последовательно шесть картинок, на которых изображены знакомые ему предметы.
…
Заключение
Анализ литературных данных свидетельствует о том, что память имеет исключительную значимость для полноценного развития ребенка: в обучении, коммуникации, повседневной жизни. Память – форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.
Память регулирует всю деятельность ребенка. Она сохраняет и воспроизводит необходимую информацию прошлого для настоящего опыта, связывает человека с окружающем миром. Без памяти ребенку было бы не возможно развиваться и обучаться, каждый день был бы как новый, а вся полученная информация исчезала бы сразу, не сохраняясь в памяти. Все обучение проходило бы даром.
Анализ литературы так же позволил узнать, что особенности развития памяти обусловлены своеобразием речевого развития ребенка.
…
Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы
Список использованной литературы
- 1. Ашихмина А.Р. Изучение процессов памяти у детей среднего дошкольного возраста // Междисциплинарные Исследования: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф., 2016. – С. 134-136.
- 2. Белисова А.А., Васерман С.В., Кронштатова Е.А., Мишенева Л.Н., Николаева Н.И. Особенности речеслуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 242-244.
- 3. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
- 4. Бабиева Н.С., Гришина А.Н., Плохова Ю.С., Терешина Е.М., Щелкунова Е.Д. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов // Перспективы науки, 2016. - № 2. - С. 64-67.
- 5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка (5-7 лет). Практическое руководство по тестированию. — СПб.: Паритет, 2007. — 96 с.
- 6. Волченков Э.И. О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов // Сервис plus. – 2014. - №3. – С. 31-34.
- 7. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008 с.
- 8. Волкова Л.С., Т.Е. Туманова, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина Логопедия. Методическое наследие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
- 9. Горбатова Е.Е. Память и её значение в жизни человека // World science: problems and innovations Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 18-20.
- 10. Долгова В. И., Клочева Г.М., Тавобилова И.Д. Исследование видов памяти первоклассников // Концепт. – 2015. - №31. – С. 131-135.
- 11. Жуина Д.В, Ховрина В.А. Сравнительный анализ возрастных особенностей памяти в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2016. №1. – С. 206-210.
- 12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.