На странице представлен фрагмент

Реши любую задачу с помощью нейросети.

Часть выполненной работы

Актуальность проведения исследования продиктована возрастающим количеством детей, имеющих нарушения фонематических процессов и поиском путей их формирования в условиях игровой деятельности.
На сегодняшний день вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Фиксируется устойчивая отрицательная динамика: детей с тяжёлыми нарушениями речи всё больше, а само нарушение тяжелее. [15]
Целый ряд факторов влияет на рост числа детей с речевыми недостатками. К этим факторам можно отнести как ухудшение экологической и социальной обстановки, так и недостаток медицинской помощи при родах и выхаживании детей после родовых осложнений.
Таким образом, причины речевых нарушений могут быть органическими и функциональными, биологическими и социальными. Расстройства речи могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем, нарушением их функционирования. Микронарушения в деятельности отдельных зон головного мозга могут передаваться и по наследству, что провоцирует возникновение у детей трудностей при овладении грамотой на фоне достаточно благополучного общего развития (А.Р.Лурия).
Причиной недостаточности фонематических процессов может выступать, также, отсутствие у детей необходимого опыта специальной деятельности по наблюдению и выделению фонематических явлений, обусловленное снижением внимания к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых, родителей, педагогов. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрос­лые тоже, стали больше общаться с ком­пьютером и другими средствами техничес­кого прогресса, чем друг с другом.
Всестороннее развитие ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми с ОНР. Кроме того, нарушение фонематического слуха не даёт возможности этим детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение навыков письма и чтения. Это значит, что устранение дефектов устной и письменной речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». [42]
То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко и при этом избежал многих ошибок, его следует обучить звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Педагогами и психологами доказано, что наиболее благоприятным (сензитивным) для формирования у детей фонематических процессов считается старший дошкольный возраст (5-7 лет). Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка», – писал Д.Б.Эльконин.[43]
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с ОНР-III уровня речевого развития.
Предмет исследования – формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР-III уровня речевого развития в условиях игровой деятельности.
Цель исследования: обосновать процесс формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР-III уровня речевого развития в условиях игровой деятельности.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня и провести анализ литературы по проблеме формирования фонематических процессов у этих детей.
2. Систематизировать знания об игровых и информационно-коммуникативных технологиях развития фонематических процессов у детей 5-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития.
3. Выявить уровень сформированности фонематических процессов у детей 5-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития.
4. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию фонематических процессов у детей у старших дошкольников с ОНР-III уровня речевого развития.
Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития пройдёт эффективнее в условиях игровой деятельности.
Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования:
• биографические – анализ литературы, изучение и анализ амнестических данных и медико-педагогической документации;
• эмпирические – наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;
• диагностический метод для исследования состояния фонематических процессов;
• интерпретационные – количественный и качественный анализ полученных данных с помощью элементов математической статистики.
В качестве теоретических и методологических основ данного исследования выступают:
– концепция отечественной логопедии о фонематическом недоразвитии (Т.Б.Филичева, Р.Е.Левина, М.Е.Хватцев);
– концепция отечественной логопедии об общем недоразвитии речи (Р.Е.Левина, Т.Б. Филичева);
– принципы диагностики, принятые в отечественной логопедии (Р.Е.Левина, Т.Б. Филичева).
Кроме этого, в написании работы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Гвоздев А.Н., Швачкин Н.Х., Д.Б.Эльконин, В.И.Бельтюков, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Фомичёва М.Ф., Селивёрстов В.И. и др.
Для исследования фонематических процессов применялись задания, составленные на основе методики обследования речи детей (Г.В. Чиркиной), диагностики и коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников (Н.И. Дьякова), альбома для логопеда (О.Б. Иншакова), тестовой методики диагностики устной речи младших школьников (Т.А.Фотекова), методики обследования способности различать звуки русского языка (И.И. Волкова). На основании указанных источников был разработан комплекс, включающий 5 серий заданий, направленных на изучение фонематических процессов….
   
4.94
ketiss35
Дипломные работы, отчеты по практике, курсовые работы, контрольные, рефераты, статьи, тесты, эссе, доработка ваших работ по праву, психологии, экономике, маркетингу, менеджменту, социологии и т.п. Индивидуальный подход. Опыт 10 лет.