На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Во все времена была актуальна проблема конфликта между родителями и детьми подросткового возраста [11]. Взаимоотношения со старшими родственниками – обычная проблема подростков: пубертатный кризисный период проявляет себя достаточно остро и иногда даже болезненно для всех членов семьи, так что сопровождающие его затруднения в общении являются почти неизбежным явлением для каждого из молодых людей.
В психологии выделяют основные особенности развития ребенка в подростковом возрасте, связанные с процессами формирования психологических новообразований [22]. Как правило, эти особенности определяют и специфику личностного развития ребенка в этот период, и нюансы работы с ним.
Вся деятельность подростков и их отношение к окружающему миру, в том числе отношения подростков с родителями, зависят от семейного контекста. Если ребенку уделяется достаточное количество родительской любви и внимания, сложный период его взросления, скорее всего, пройдет без срывов. И наоборот, если подросток не является объектом проявления значимых и необходимых ему эмоций, он чувствует себя ненужным и заброшенным, результатом чего становятся эгоизм, черствость и агрессия по отношению к окружающим.
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию конфликтов между родителями и детьми подросткового возраста. Актуальность нашего теоретическо-эмпирического исследования определяется необходимостью глубокого понимания конфликтных отношений подростка с близким окружением.
Существует множество психологических научных исследований, посвященных рассмотрению различных аспектов проблемы конфликтных отношений между подростками и взрослыми представителями их ближайшего окружения. Труды В. Зицер [10] и И. Сиданич [30] посвящены проблеме родителей и детей, в работе В. Коротеева [15] рассматриваются конфликты учеников начальных классов, О.В. Марина [21] исследует конфликты студентов младших курсов, а Т. Шатохина [41] – конфликты учеников старших классов. Также уместно будет назвать исследования, посвященные теме формирования взаимоотношений с подростками: труды В. Черния [40], Л. Сологуба [32], Е. Тимошко [34], К. Хановой [37], С. Дроковой [9], И. Иванчиковой [12] и других. В перечисленных работах было показано, что влияние семьи и соответствующий тип родительского отношения к ребенку являются первоосновой для развития личности ребенка и формирования у него эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим [29]. Однако, внимательный анализ научных работ, в той или иной степени посвященных интересующему нас вопросу, показывает, что проблеме семейной гармонизации отношений родителей и подростков в них уделено недостаточное внимание.
Углубленное изучение данной темы требует получения дополнительной информации и поиска нестандартных методов разрешения конфликтных ситуаций между подростками и их родителями.
Объектом исследования являются конфликты в семье;
Предмет: исследование конфликтов между родителями и детьми подросткового возраста.
Цель работы заключается в следующем – исследовать конфликты между родителями и детьми подросткового возраста.
Гипотеза исследования: 1) существует взаимосвязь между стилем родительского отношения и тактикой поведения в конфликте у родителей; 2) существует взаимосвязь между стилем родительского отношения и тактикой поведения в конфликте у их детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать причины конфликтов родителей и подростков;
2. Рассмотреть и проанализировать стили и типы семейных конфликтов родителей и подростков;
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей конфликтных отношений родителей и подростков.
Методы проведения исследования: теоретический (сравнительный анализ литературных источников), психодиагностический, методы статистической обработки эмпирических данных.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 1, г. Тогучина Новосибирской области, в шестом, седьмом и восьмом классе.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности последующего использовании ее результатов в деятельности педагогов-психологов, учителей, родителей, а также самих студентов-практикантов.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Первая глава посвящена теоретическому анализу конфликтов между родителями и детьми подросткового возраста. В первом параграфе главы дается определение термина «конфликт», описываются особенности конфликтов в подростковом возрасте и приводятся типы конфликтов, а также рассматривается проявление этих конфликтов в семье. Во втором параграфе называются основные причины возникновения конфликтов между подростками и их родителями и методы их разрешения. В третьем параграфе рассматриваются стили семейных взаимоотношений.
Во второй главе описывается эмпирическое исследование причин возникновения конфликтов между родителями и подростками. В первых трех параграфах приводится информация о процедуре эмпирического исследования, его построении и организации, а также результаты исследовательской работы. Четвертый и пятый параграф содержит методические рекомендации родителям и правила поведения в процессе общения с детьми-подростками. …
В психологии выделяют основные особенности развития ребенка в подростковом возрасте, связанные с процессами формирования психологических новообразований [22]. Как правило, эти особенности определяют и специфику личностного развития ребенка в этот период, и нюансы работы с ним.
Вся деятельность подростков и их отношение к окружающему миру, в том числе отношения подростков с родителями, зависят от семейного контекста. Если ребенку уделяется достаточное количество родительской любви и внимания, сложный период его взросления, скорее всего, пройдет без срывов. И наоборот, если подросток не является объектом проявления значимых и необходимых ему эмоций, он чувствует себя ненужным и заброшенным, результатом чего становятся эгоизм, черствость и агрессия по отношению к окружающим.
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию конфликтов между родителями и детьми подросткового возраста. Актуальность нашего теоретическо-эмпирического исследования определяется необходимостью глубокого понимания конфликтных отношений подростка с близким окружением.
Существует множество психологических научных исследований, посвященных рассмотрению различных аспектов проблемы конфликтных отношений между подростками и взрослыми представителями их ближайшего окружения. Труды В. Зицер [10] и И. Сиданич [30] посвящены проблеме родителей и детей, в работе В. Коротеева [15] рассматриваются конфликты учеников начальных классов, О.В. Марина [21] исследует конфликты студентов младших курсов, а Т. Шатохина [41] – конфликты учеников старших классов. Также уместно будет назвать исследования, посвященные теме формирования взаимоотношений с подростками: труды В. Черния [40], Л. Сологуба [32], Е. Тимошко [34], К. Хановой [37], С. Дроковой [9], И. Иванчиковой [12] и других. В перечисленных работах было показано, что влияние семьи и соответствующий тип родительского отношения к ребенку являются первоосновой для развития личности ребенка и формирования у него эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим [29]. Однако, внимательный анализ научных работ, в той или иной степени посвященных интересующему нас вопросу, показывает, что проблеме семейной гармонизации отношений родителей и подростков в них уделено недостаточное внимание.
Углубленное изучение данной темы требует получения дополнительной информации и поиска нестандартных методов разрешения конфликтных ситуаций между подростками и их родителями.
Объектом исследования являются конфликты в семье;
Предмет: исследование конфликтов между родителями и детьми подросткового возраста.
Цель работы заключается в следующем – исследовать конфликты между родителями и детьми подросткового возраста.
Гипотеза исследования: 1) существует взаимосвязь между стилем родительского отношения и тактикой поведения в конфликте у родителей; 2) существует взаимосвязь между стилем родительского отношения и тактикой поведения в конфликте у их детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать причины конфликтов родителей и подростков;
2. Рассмотреть и проанализировать стили и типы семейных конфликтов родителей и подростков;
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей конфликтных отношений родителей и подростков.
Методы проведения исследования: теоретический (сравнительный анализ литературных источников), психодиагностический, методы статистической обработки эмпирических данных.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 1, г. Тогучина Новосибирской области, в шестом, седьмом и восьмом классе.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности последующего использовании ее результатов в деятельности педагогов-психологов, учителей, родителей, а также самих студентов-практикантов.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Первая глава посвящена теоретическому анализу конфликтов между родителями и детьми подросткового возраста. В первом параграфе главы дается определение термина «конфликт», описываются особенности конфликтов в подростковом возрасте и приводятся типы конфликтов, а также рассматривается проявление этих конфликтов в семье. Во втором параграфе называются основные причины возникновения конфликтов между подростками и их родителями и методы их разрешения. В третьем параграфе рассматриваются стили семейных взаимоотношений.
Во второй главе описывается эмпирическое исследование причин возникновения конфликтов между родителями и подростками. В первых трех параграфах приводится информация о процедуре эмпирического исследования, его построении и организации, а также результаты исследовательской работы. Четвертый и пятый параграф содержит методические рекомендации родителям и правила поведения в процессе общения с детьми-подростками. …