На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
На странице представлен фрагмент работы. Его можно использовать, как базу для подготовки.
Часть выполненной работы
Актуальность исследования. В образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы (далее АООП) образования детей с интеллектуальными нарушениями, где обучают и воспитывают детей изучаемой нами категории, которые в силу недоразвития познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Главная цель этих учебных учреждений – подготовить выпускников к самостоятельной ориентировке в социально-бытовых условиях. Важное значение в этом процессе имеет развитие лексики в онтогенезе, которое осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов. В процессе развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями обогащается его словарь, значение слова развивается, меняет свою структуру. Формирование лексики детей данной категории тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности. Как известно, формирование словаря ребенка с интеллектуальными нарушениями тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей данной категории отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.
Анализ специальной литературы показывает, что при общем для всех детей с умственной отсталостью дефекте – нарушении интеллектуальной деятельности – речевые нарушения характеризуются стойкостью и требуют длительного коррекционного воздействия (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, X.С. Замский, М. Зееман, Г.А. Каше, А.Р. Лурия, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шиф).
Особенности речи детей с умственной отсталостью изучались ведущими учёными А.К. Аксеновой, В.В. Воронковой, А.Р. Лурия, М.Ф. Гнездиловым, В.Г. Петровой, М.С. Певзнер. Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно отсталых обучающихся – одна из актуальных задач преподавания русского языка и чтения в организациях, реализующих АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Исследованиями по изучению особенностей обогащения словаря детей с интеллектуальными нарушениями занимались многие известные ученые, такие как: Г.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, В.А. Лапшин, С.Н. Комская, Е.А. Гордиенко, Н.В. Тарасенко.
Речь обучающихся примитивна, шаблонна, недостаточно точна, словарь беден и ограничен. Речи умственно отсталых обучающихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко ими употребляются наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова: он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и другие. Добиться того, чтобы дети данной категории усвоили определенные знания и умения, изучив те или иные части речи достаточно непросто. Еще сложнее добиться учителям того, чтобы дети с интеллектуальными нарушениями использовали изученные грамматические категории в речи. Конечно, они чаще употребляют имена существительные и прилагательные, нежели глаголы, наречия
По данным В.Г. Петровой, дети с интеллектуальными нарушениями используют одно и то же слово для обозначения различных предметов. Следует отметить, что в имеющейся литературе по этому вопросу недостаточно раскрыты конкретные причины неточного употребления слов умственно отсталыми детьми. В общем виде причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения как самих предметов, так и их обозначений.
В работах, посвящённых изучению особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью, указывается на то, что наряду с чрезвычайно медленным образованием речевых форм, у них отсутствует самостоятельность в речевом творчестве, снижена речевая активность, отмечается бедность речевого общения и речевой негативизм (В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, С.Я. Рубинштейн). По мнению многих учёных таких как Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Р.К. Луцкина, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальными нарушениями и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся в современном обществе.
Проблема исследования: каковы направления работы по обогащению словаря наречий обучающихся с интеллектуальными нарушениями?
Цель исследования: изучить особенности работы над обогащением словаря наречий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: работа по обогащению словаря детей с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка
Предмет исследования: методы и приёмы работы по обогащению словаря наречий детей с интеллектуальными нарушениями
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Описать особенности формирования словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями….
Анализ специальной литературы показывает, что при общем для всех детей с умственной отсталостью дефекте – нарушении интеллектуальной деятельности – речевые нарушения характеризуются стойкостью и требуют длительного коррекционного воздействия (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, X.С. Замский, М. Зееман, Г.А. Каше, А.Р. Лурия, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шиф).
Особенности речи детей с умственной отсталостью изучались ведущими учёными А.К. Аксеновой, В.В. Воронковой, А.Р. Лурия, М.Ф. Гнездиловым, В.Г. Петровой, М.С. Певзнер. Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно отсталых обучающихся – одна из актуальных задач преподавания русского языка и чтения в организациях, реализующих АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Исследованиями по изучению особенностей обогащения словаря детей с интеллектуальными нарушениями занимались многие известные ученые, такие как: Г.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, В.А. Лапшин, С.Н. Комская, Е.А. Гордиенко, Н.В. Тарасенко.
Речь обучающихся примитивна, шаблонна, недостаточно точна, словарь беден и ограничен. Речи умственно отсталых обучающихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко ими употребляются наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова: он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и другие. Добиться того, чтобы дети данной категории усвоили определенные знания и умения, изучив те или иные части речи достаточно непросто. Еще сложнее добиться учителям того, чтобы дети с интеллектуальными нарушениями использовали изученные грамматические категории в речи. Конечно, они чаще употребляют имена существительные и прилагательные, нежели глаголы, наречия
По данным В.Г. Петровой, дети с интеллектуальными нарушениями используют одно и то же слово для обозначения различных предметов. Следует отметить, что в имеющейся литературе по этому вопросу недостаточно раскрыты конкретные причины неточного употребления слов умственно отсталыми детьми. В общем виде причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения как самих предметов, так и их обозначений.
В работах, посвящённых изучению особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью, указывается на то, что наряду с чрезвычайно медленным образованием речевых форм, у них отсутствует самостоятельность в речевом творчестве, снижена речевая активность, отмечается бедность речевого общения и речевой негативизм (В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, С.Я. Рубинштейн). По мнению многих учёных таких как Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Р.К. Луцкина, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальными нарушениями и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся в современном обществе.
Проблема исследования: каковы направления работы по обогащению словаря наречий обучающихся с интеллектуальными нарушениями?
Цель исследования: изучить особенности работы над обогащением словаря наречий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: работа по обогащению словаря детей с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка
Предмет исследования: методы и приёмы работы по обогащению словаря наречий детей с интеллектуальными нарушениями
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Описать особенности формирования словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями….