На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность темы. Прокрастинация – одна из наиболее актуальных проблем современного общества. В нарастающем темпе жизни, наполненной стрессами, люди часто теряют уверенность в себе, приобретают новые страхи, повышается уровень тревожности. На фоне возрастающих проблем человек не всегда оказывается готовым действовать «здесь и сейчас» и все чаще откладывает дела на потом. Психически здоровый человек сознательно отказывается от выполнения дела, которое сулит ему бонусы в будущем и взамен получает только минусы. Это не логично с точки зрения здравого смысла. Почему это происходит – актуальный вопрос.
Кроме того, прокрастинация дополнительно обрастает множеством других проблем и защитных механизмов, которые в свою очередь сами по себе могут приводить к тревоге и депрессии. Человек начинает воспринимать себя как неудачника, иногда переносить свои проблемы на окружающих людей, что значительно влияет на его качество жизни в целом. Именно поэтому феномен прокрастинации необходимо изучать, изучать причины возникновения, следствия и искать пути решения данной проблемы.
Первые научные исследования прокрастинации начались в 70-х годах 20 века в США. Несмотря на широчайшую распространенность этого явления, в нашей стране очень мало исследований такого рода. Были проведены исследования на установление связи между прокрастинацией и уровнем стресса, тревожностью, временной перспективой, мотивацией, и т.д. Данных о связи прокрастинации и защитными механизмами в современных исследованиях недостаточно. В данной работе проведены исследования на установление этой взаимосвязи.
Проблема исследования заключается недостаточной изученности бессознательного аспекта феномена прокрастинации, связанного с защитными механизмами психики. Распространенность прокрастинации в обществе требует практического решения, опирающегося на психологические исследования.
Целью данного исследования является определение особенностей использования механизмов защиты у людей с разным уровнем прокрастинации.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические подходы к вопросам прокрастинации.
2. Рассмотреть основные теоретические подходы к вопросу о механизмах защиты.
3. Выявить уровни прокрастинации у испытуемой группы.
4. Выявить механизмы защиты у испытуемой группы.
5. Определить особенности механизмов защиты у людей с разным уровнем прокрастинации.
Объектом данного исследования является феномен прокрастинации.
Предмет исследования – механизмы защиты у людей с разным уровнем прокрастинации.
В качестве гипотез исследования выступают предположения о том, что:
1. Уровень напряженности защитных механизмов у людей с высоким уровнем прокрастинации выше, чем у людей с низким уровнем прокрастинации.
2. Существует положительная взаимосвязь между высоким уровнем прокрастинации и слабоадаптивными механизмами защиты.
Теоретической основой исследования выступили работы зарубежных и российских авторов по проблеме прокрастинации (Н. Милграма, П. Стила, К. Лэй, Дж. Феррари, Энсли, М. Экена, В.С. Ковылина, А. Варваричевой, Н.Г. Гаранян) и по вопросам изучения психологических защит личности (А. Фрейд, Р. Плутчика, М. Бонда, Е.Е, Туник, Е.С. Рамоновой и Л.Р. Гребенникова).
Эмпирическая выборка: 57 человек в возрасте от 25 до 46 лет.
Для проверки гипотез применялись методики:
1) Шкала общей прокрастинации К. Лэй.
2) Методика Плутчика-Келермана-Конте «Индекс жизненного стиля».
3) Опросник структуры психологических защит М. Бонда.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования; психодиагностическое тестирование; статистические методы обработки данных, сопоставление, обобщение, содержательный анализ данных.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе выделенной связи между уровнями прокрастинации и механизмами защиты можно строить психокоррекционную работу, направленную на формирование адекватного уровня самооценки прокрастинаторов и эффективных стратегий поведения. Полученные данные могут быть использованы в практике психологического консультирования, в разных областях педагогической практики, в тренинговой работе….