На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Современные тенденции развития общества, процесс его дальнейшей демократизации предъявляют особые требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно и осознанно строить собственное поведение и деятельность, определять перспективы, пути и средства своего личностного развития. В связи с этим возрастает интерес к образованию, ориентированному на личность, ее свободное творческое развитие. Необходимо уже на начальном этапе обучения учить детей адекватно оценивать свои поступки, свое личностное развитие, что имеет большое значение для реализации их возможностей.
В психолого-педагогических исследованиях неоднократно отмечалось, что в основе свободного творческого развития личности лежит самооценка, определяющая активность человека, его отношение к людям, к самому себе. Самооценка выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности. Именно она позволяет делать выбор в самых различных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. От самооценки зависят взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в науке накоплены определенные знания о сущности самооценки и способах ее формирования у школьников. В исследованиях Б.Г. Ананьева, A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. убедительно показано, что чрезвычайно важным для формирования самооценки является школьный возраст – это период ее возникновения (Е.А. Горбачева, А.И. Липкина, JI.3. Неверович, Р.Х. Шакуров и др.). А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.В. Столин, И.Н. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др. ученые в своих работах рассматривают самооценку как внутреннее ядро личности, как ее сознательное начало, как сгусток индивидуального самосознания, как систему представлении о себе. Самооценке как личностному образованию отводится центральное место в общем контексте формирования личности, ее возможностей, способностей, направленности, активности, общественной значимости (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Липкина, Е.В. и др.).
На фоне большого числа исследований самооценки личности в целом, проблема формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте мало привлекала внимание исследователей.
В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу проблемы формирования самооценки в младшем школьном возрасте, это работы Л.М. Фридмана, JI.B. Ковинько, Е.Е. Даниловой, А.А. Люблинской, Е.И. Рогова, Г.М. Бреслава, К.М. Гуревича, Р. Бернса. Самооценка, являясь звеном «Я – концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента. Самооценка представляет собой сложное психологическое образование и не может быть изолирована от всех других проявлений психической жизни человека.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.
В отечественных исследованиях (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др.) и исследованиях зарубежных авторов (Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Шпрангер, Р. Берне, В. Сатир и другие) достаточно широко освещена проблема самооценки как структурного элемента самосознания.
Формирование самооценки помогает учащимся правильно оценить, свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции учебной деятельности. Школьник по-разному производит самооценку своей учебной деятельности в зависимости от применения учителем разнообразных методов, форм и средств контроля.
Однако существует противоречие между объективной потребностью» современного общества в выпускнике общеобразовательной школы, обладающем адекватной самооценкой, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы исследования «Роль учителя в развитии самооценки у младших школьников».
Проблема исследования: Каковы особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте?
Объект исследования: самооценка как основной компонент самосознания младшего школьника.
Предмет исследования: процесс формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: изучение особенностей формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого – педагогической литературы по самооценки личности
2.провести первичную диагностику уровня самооценки младших школьников
3. разработать программу опытно – практической работы, направленной на формирование самооценки младших школьников
4. проанализировать эффективность проведенной опытно – практической работы.
Гипотеза исследования: применение на уроках окружающего мира различных приемов самооценивания учебной деятельности позволяет повысить самооценку младшего школьника.
Для реализации поставленных задач применялись: анализ и синтез научной литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки материала.
В исследовании применялись следующие методики:
– Методика «Лесенка», И.Е. Валитовой модифицированный вариант методики изучения самооценки С.Г. Якобсон – В.Г. Щур.
– Методика опосредованного изучения самооценки (МОИС).
– Методика «Какой Я?».
Кроме того, в работе применялся t-критерий Стьюдента:
Экспериментальная база исследования: МОУ Лицей № 37 г. Саратова,
2 «Б» класса, 18 учеников в возрасте 9 – 10 лет. Из них: 9 мальчиков и 9 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список используемых источников и приложение. …
В психолого-педагогических исследованиях неоднократно отмечалось, что в основе свободного творческого развития личности лежит самооценка, определяющая активность человека, его отношение к людям, к самому себе. Самооценка выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности. Именно она позволяет делать выбор в самых различных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. От самооценки зависят взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в науке накоплены определенные знания о сущности самооценки и способах ее формирования у школьников. В исследованиях Б.Г. Ананьева, A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. убедительно показано, что чрезвычайно важным для формирования самооценки является школьный возраст – это период ее возникновения (Е.А. Горбачева, А.И. Липкина, JI.3. Неверович, Р.Х. Шакуров и др.). А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.В. Столин, И.Н. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др. ученые в своих работах рассматривают самооценку как внутреннее ядро личности, как ее сознательное начало, как сгусток индивидуального самосознания, как систему представлении о себе. Самооценке как личностному образованию отводится центральное место в общем контексте формирования личности, ее возможностей, способностей, направленности, активности, общественной значимости (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Липкина, Е.В. и др.).
На фоне большого числа исследований самооценки личности в целом, проблема формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте мало привлекала внимание исследователей.
В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу проблемы формирования самооценки в младшем школьном возрасте, это работы Л.М. Фридмана, JI.B. Ковинько, Е.Е. Даниловой, А.А. Люблинской, Е.И. Рогова, Г.М. Бреслава, К.М. Гуревича, Р. Бернса. Самооценка, являясь звеном «Я – концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента. Самооценка представляет собой сложное психологическое образование и не может быть изолирована от всех других проявлений психической жизни человека.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.
В отечественных исследованиях (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др.) и исследованиях зарубежных авторов (Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Шпрангер, Р. Берне, В. Сатир и другие) достаточно широко освещена проблема самооценки как структурного элемента самосознания.
Формирование самооценки помогает учащимся правильно оценить, свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции учебной деятельности. Школьник по-разному производит самооценку своей учебной деятельности в зависимости от применения учителем разнообразных методов, форм и средств контроля.
Однако существует противоречие между объективной потребностью» современного общества в выпускнике общеобразовательной школы, обладающем адекватной самооценкой, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы исследования «Роль учителя в развитии самооценки у младших школьников».
Проблема исследования: Каковы особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте?
Объект исследования: самооценка как основной компонент самосознания младшего школьника.
Предмет исследования: процесс формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: изучение особенностей формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого – педагогической литературы по самооценки личности
2.провести первичную диагностику уровня самооценки младших школьников
3. разработать программу опытно – практической работы, направленной на формирование самооценки младших школьников
4. проанализировать эффективность проведенной опытно – практической работы.
Гипотеза исследования: применение на уроках окружающего мира различных приемов самооценивания учебной деятельности позволяет повысить самооценку младшего школьника.
Для реализации поставленных задач применялись: анализ и синтез научной литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки материала.
В исследовании применялись следующие методики:
– Методика «Лесенка», И.Е. Валитовой модифицированный вариант методики изучения самооценки С.Г. Якобсон – В.Г. Щур.
– Методика опосредованного изучения самооценки (МОИС).
– Методика «Какой Я?».
Кроме того, в работе применялся t-критерий Стьюдента:
Экспериментальная база исследования: МОУ Лицей № 37 г. Саратова,
2 «Б» класса, 18 учеников в возрасте 9 – 10 лет. Из них: 9 мальчиков и 9 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список используемых источников и приложение. …