На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Развитие специального образования в России на современном этапе определяется социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране, поиском путей адаптации детей-олигофренов к новым условиям рыночной экономики.
Основной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования.
Первостепенная задача обучения умственно отсталых детей -обеспечение их общеобразовательными знаниями, развитие познавательных возможностей, подготовка к жизни.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. В качестве в конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. И именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющих умеренную степень умственной отсталости.
В России накоплен богатый опыт работы с разными категориями детей с особыми нуждами, создана стройная дифференцированная, проверенная многолетней практикой система специальных учебных заведений. На сегодняшний день массовая школа не может обеспечить подлинного продвижения ребенка с недостатками интеллектуального развития в умственном плане и коррекцию его недостатков. Содержание программы, темп обучения, используемые педагогические приемы и методы не соответствуют возможностям такого учения. Его пребывание в среде нормально развивающихся сверстников и неподготовленных в дефектологическом плане учителей часто оказывается резко дискомфортным.
Проблемы потенциальных возможностей детей с умственной отсталостью детей, приспособление их к жизни приобретают большую социальную значимость.
Главное для детей с умственной отсталостью – это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, культурно общаться со сверстниками, взрослыми, уметь адекватно реагировать на жизненные проблемы. Главной задачей педагога является подготовка молодого поколения обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида, к самостоятельной жизни.
Основная проблема состоит в том, что школа формирует знания, умения и навыки по каждому учебному предмету, не учитывая их значения для социальной адаптации учащихся.
Мы считаем, что для успешного решения этой проблемы необходимо вести планомерную работу по формированию всесторонне развитой личности воспитанника.
Умственно отсталого школьника необходимо учить общению, развивать его коммуникативные навыки. Поэтому педагогам необходимо выбирать целесообразные, эффективные методы и приемы обучения, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме.
Психологические исследования, посвященные использованию различных средств наглядности, проведённые Т.Н. Головиной, Л.В. Занковым, М.М. Нудельманом, М.П. Феофановым и др. показали, что применение наглядных материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида должно иметь свои особенности по сравнению с их использованием в общеобразовательной школе. Умственно отсталые учащиеся нуждаются в том, чтобы объяснения учителя сочетались с применением наглядного материала.
Принимая во внимание сказанное, мы сформулировали цель исследования: разработка путей и методов использования наглядности для повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса умственно отсталых школьников на уроках СБО.
Объект исследования – использование наглядности в структуре
педагогического процесса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Предметом исследования является коррекционно-педагогический процесс активизации социально бытовой ориентировки умственно отсталого школьника средствами наглядности.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что у умственно отсталых школьников повысится эффективность социальной адаптации, умение анализировать ситуацию, повысятся коммуникативные способности и культура поведения при использовании метода наглядного моделирования проблемных ситуаций.
В соответствии с гипотезой и с целью исследования поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать качественное своеобразие познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида при восприятии наглядного материала;
3. Выявить особенности применения наглядных средств в обучении умственно отсталых школьников на уроках СБО.
Методы исследования: изучение и анализ существующей психолого-педагогической литературы и программ.
1. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей…
Основной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования.
Первостепенная задача обучения умственно отсталых детей -обеспечение их общеобразовательными знаниями, развитие познавательных возможностей, подготовка к жизни.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. В качестве в конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. И именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющих умеренную степень умственной отсталости.
В России накоплен богатый опыт работы с разными категориями детей с особыми нуждами, создана стройная дифференцированная, проверенная многолетней практикой система специальных учебных заведений. На сегодняшний день массовая школа не может обеспечить подлинного продвижения ребенка с недостатками интеллектуального развития в умственном плане и коррекцию его недостатков. Содержание программы, темп обучения, используемые педагогические приемы и методы не соответствуют возможностям такого учения. Его пребывание в среде нормально развивающихся сверстников и неподготовленных в дефектологическом плане учителей часто оказывается резко дискомфортным.
Проблемы потенциальных возможностей детей с умственной отсталостью детей, приспособление их к жизни приобретают большую социальную значимость.
Главное для детей с умственной отсталостью – это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, культурно общаться со сверстниками, взрослыми, уметь адекватно реагировать на жизненные проблемы. Главной задачей педагога является подготовка молодого поколения обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида, к самостоятельной жизни.
Основная проблема состоит в том, что школа формирует знания, умения и навыки по каждому учебному предмету, не учитывая их значения для социальной адаптации учащихся.
Мы считаем, что для успешного решения этой проблемы необходимо вести планомерную работу по формированию всесторонне развитой личности воспитанника.
Умственно отсталого школьника необходимо учить общению, развивать его коммуникативные навыки. Поэтому педагогам необходимо выбирать целесообразные, эффективные методы и приемы обучения, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме.
Психологические исследования, посвященные использованию различных средств наглядности, проведённые Т.Н. Головиной, Л.В. Занковым, М.М. Нудельманом, М.П. Феофановым и др. показали, что применение наглядных материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида должно иметь свои особенности по сравнению с их использованием в общеобразовательной школе. Умственно отсталые учащиеся нуждаются в том, чтобы объяснения учителя сочетались с применением наглядного материала.
Принимая во внимание сказанное, мы сформулировали цель исследования: разработка путей и методов использования наглядности для повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса умственно отсталых школьников на уроках СБО.
Объект исследования – использование наглядности в структуре
педагогического процесса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Предметом исследования является коррекционно-педагогический процесс активизации социально бытовой ориентировки умственно отсталого школьника средствами наглядности.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что у умственно отсталых школьников повысится эффективность социальной адаптации, умение анализировать ситуацию, повысятся коммуникативные способности и культура поведения при использовании метода наглядного моделирования проблемных ситуаций.
В соответствии с гипотезой и с целью исследования поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать качественное своеобразие познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида при восприятии наглядного материала;
3. Выявить особенности применения наглядных средств в обучении умственно отсталых школьников на уроках СБО.
Методы исследования: изучение и анализ существующей психолого-педагогической литературы и программ.
1. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей…