На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность. В последнее время во многих странах наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днём. Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъёма и эффективности целого ряда важнейших областей знаний. Как подчёркивают учёные, развитие наук в последнее время характеризуется тенденцией к их математизации, и это касается не только физики, астрономии или химии, но и таких наук, как современная биология, медицина, метеорология, экономика, лингвистика и другие. Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду. Трудно найти такую область знаний, к которой математика не имела бы никакого отношения. С каждым годом математика будет находить всё более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности. Принципиально область применения математики неограниченна, указывает академик А.Н. Колмогоров [7].
В связи с этим в нашей стране ежегодно возрастает потребность в математиках. В последнее время потребность эта явно не удовлетворяется, «математики стали дефицитны».
Хорошо известно, что основной вклад в развитие той или иной науки делают люди, проявляющие способности в соответствующей области. Всё это выдвигает перед школой задачу всемерного развития у учащихся математических способностей, склонностей и интересов, задачу повышения уровня математической культуры, уровня математического развития школьников. Наряду с этим школа должна уделять особое внимание школьникам, проявляющим высокий уровень способностей к математике, содействовать математическому развитию учащихся, проявляющих особую склонность к изучению математики.
Некоторые считают, что вместо отбора способных к математике школьников необходимо заниматься изысканием возможностей максимального математического развития всех учащихся. Но одно всегда будет дополнять другое, так как и при самых совершенных методах обучения индивидуальные различия в математических способностях всегда будут иметь место – одни и тогда будут более способными, другие – менее способными. Уравнение в этом отношении никогда не будет достигнуто.
Следовательно, учителя математики должны вести систематическую работу по развитию математических способностей у всех школьников, по воспитанию у них интересов и склонностей к математике и наряду с этим должны уделять особое внимание школьникам, проявляющим повышенные способности к математике, организовать специальную работу с ними, направленную на дальнейшее развитие этих способностей.
Несмотря на потребность общества в людях, способных внести свой вклад в развитие математической науки, и возлагающуюся на школу задачу по развитию математических способностей, в современной школе наблюдается следующая ситуация:
• сокращение часов преподавания математики;
• формализм математических знаний;
• отсутствие мотивации учения;
• неумение применять полученные знания на практике;
• отсутствие самостоятельной и творческой деятельности учеников;
• отсутствие в подавляющем большинстве учебников и дидактических пособий заданий, способствующих подготовке учеников к этой творческой деятельности.
Большой вклад в решение многих вопросов, связанных с этой проблемой, внесли российские математики и педагоги: A.A. Абрамов, Н.М. Бескин, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, Б.В. Гнеденко, И.Я. Груденов, Г.В. Дорофеев, O.A. Иванов, А.Н. Колмогоров, А.Г. Мордкович, P.C. Черкасов.
Из зарубежных математиков и педагогов большой интерес к различным аспектам психологии решения задач проявляли Ж. Адамар, А. Крыговская, А. Пуанкаре, А. Реньи, У. Сойер.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что интенсивная разработка способов диагностики математических способностей школьников является в основном предметом психолого-педагогических исследований. В них уточняется содержание и объем самого понятия диагностики, разрабатываются более эффективные формы контроля и оценки математической подготовленности учащихся, способы контроля за усвоением материала, а также различные методики, позволяющие оценить качество математического образования школьников.
Проблема исследования заключается в разработке методики использования нестандартных уроков для математического развития учащихся и прогнозирования эффективности развития их математических способностей.
Объект исследования: процесс развития способностей в школе.
Предметом исследования: процесс развития математических способностей в основной школе.
Цель дипломной работы – теоретико-методический анализ проблемы развития математических способностей школьников.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выяснения содержания понятия математических способностей;
– Изучить учебно-методическую литературу;
– Рассмотреть возможности, принципы, особенности методов работы по развитию математических способностей.
Гипотезой работы является идея системного использования нестандартных уроков в процессе обучения математике.
Методологические основы исследования составляют основы теории учебной деятельности и теории общего развития в обучении, теория проблемного обучения, а также работы ученых психологов и математиков, раскрывающие значение математического образования для интеллектуального развития личности….
В связи с этим в нашей стране ежегодно возрастает потребность в математиках. В последнее время потребность эта явно не удовлетворяется, «математики стали дефицитны».
Хорошо известно, что основной вклад в развитие той или иной науки делают люди, проявляющие способности в соответствующей области. Всё это выдвигает перед школой задачу всемерного развития у учащихся математических способностей, склонностей и интересов, задачу повышения уровня математической культуры, уровня математического развития школьников. Наряду с этим школа должна уделять особое внимание школьникам, проявляющим высокий уровень способностей к математике, содействовать математическому развитию учащихся, проявляющих особую склонность к изучению математики.
Некоторые считают, что вместо отбора способных к математике школьников необходимо заниматься изысканием возможностей максимального математического развития всех учащихся. Но одно всегда будет дополнять другое, так как и при самых совершенных методах обучения индивидуальные различия в математических способностях всегда будут иметь место – одни и тогда будут более способными, другие – менее способными. Уравнение в этом отношении никогда не будет достигнуто.
Следовательно, учителя математики должны вести систематическую работу по развитию математических способностей у всех школьников, по воспитанию у них интересов и склонностей к математике и наряду с этим должны уделять особое внимание школьникам, проявляющим повышенные способности к математике, организовать специальную работу с ними, направленную на дальнейшее развитие этих способностей.
Несмотря на потребность общества в людях, способных внести свой вклад в развитие математической науки, и возлагающуюся на школу задачу по развитию математических способностей, в современной школе наблюдается следующая ситуация:
• сокращение часов преподавания математики;
• формализм математических знаний;
• отсутствие мотивации учения;
• неумение применять полученные знания на практике;
• отсутствие самостоятельной и творческой деятельности учеников;
• отсутствие в подавляющем большинстве учебников и дидактических пособий заданий, способствующих подготовке учеников к этой творческой деятельности.
Большой вклад в решение многих вопросов, связанных с этой проблемой, внесли российские математики и педагоги: A.A. Абрамов, Н.М. Бескин, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, Б.В. Гнеденко, И.Я. Груденов, Г.В. Дорофеев, O.A. Иванов, А.Н. Колмогоров, А.Г. Мордкович, P.C. Черкасов.
Из зарубежных математиков и педагогов большой интерес к различным аспектам психологии решения задач проявляли Ж. Адамар, А. Крыговская, А. Пуанкаре, А. Реньи, У. Сойер.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что интенсивная разработка способов диагностики математических способностей школьников является в основном предметом психолого-педагогических исследований. В них уточняется содержание и объем самого понятия диагностики, разрабатываются более эффективные формы контроля и оценки математической подготовленности учащихся, способы контроля за усвоением материала, а также различные методики, позволяющие оценить качество математического образования школьников.
Проблема исследования заключается в разработке методики использования нестандартных уроков для математического развития учащихся и прогнозирования эффективности развития их математических способностей.
Объект исследования: процесс развития способностей в школе.
Предметом исследования: процесс развития математических способностей в основной школе.
Цель дипломной работы – теоретико-методический анализ проблемы развития математических способностей школьников.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выяснения содержания понятия математических способностей;
– Изучить учебно-методическую литературу;
– Рассмотреть возможности, принципы, особенности методов работы по развитию математических способностей.
Гипотезой работы является идея системного использования нестандартных уроков в процессе обучения математике.
Методологические основы исследования составляют основы теории учебной деятельности и теории общего развития в обучении, теория проблемного обучения, а также работы ученых психологов и математиков, раскрывающие значение математического образования для интеллектуального развития личности….