На странице представлен фрагмент
Реши любую задачу с помощью нейросети.
Часть выполненной работы
Актуальность.
Дошкольный возраст признается учеными как важнейший период становления познавательного развития ребенка и его образованности. Поэтому познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста является в педагогической теории приоритетным направлением для практических разработок. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте ребенок испытывает острый интерес к окружающей природе. Его естественная наблюдательность и любознательность могут быть использованы в целях расширения кругозора и познавательной эрудиции.
Необходимо акцентировать, что познавательное развитие оказывает серьезное воздействие на общее развитие ребенка. Происходит формирование интеллектуальных, личностных качеств ребенка, в это время у него происходит зарождение основных черт будущей личности.
Особую актуальность проблема познавательной активности приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательная активность обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка дошкольника, расширяет содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что, в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Старший дошкольный возраст – период, в котором у ребенка закладываются основы нравственности. Он начинает интересоваться живой и неживой природой. Полученный опыт становится основным для определения детских предпочтений и стремлений. Они стараются все потрогать, разузнать, подойти, посмотреть, как устроено. Знания ребенка об окружающем мире и его воображение расширяют диапазон его собственного опыта. При этом познавательное развитие становится ведущим вектором, который помогает ребенку реализоваться.
Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
Исходя из актуальности и значимости данной проблемы для педагогической науки и практики, сформулирована тема исследования: « Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством поисково-исследовательской деятельности»
Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников
Предмет исследования: развитие познавательной активности старших дошкольников посредством поисково-исследовательской деятельности
Гипотеза исследования: если использовать в педагогическом процессе технологию поисково-исследовательской деятельности, то это будет способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Если будут соблюдены следующие условия:
. ● Формирование проблемы детьми.
● Возможность выбора детьми оборудования.
● Выдвижение предположений, выдвинутых детьми.
● Проверка предположений.
● Подведение итогов, вывод.
Цель исследования: доказать насколько эффективна поисково-исследовательская деятельность в развитии познавательной активности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему познавательного развития дошкольников в историческом аспекте.
2. Определить особенности познавательной активности старших дошкольников.
3. Обосновать эффективность поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в развитии их познавательной активности.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в развитии их познавательной активности.
Методы исследования.
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: провести исследование старших дошкольников по выявлению уровня их познавательной активности.
Этапы исследования:
1. Подготовительный: выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования.
2. Основной: разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов.
3. Заключительный: интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования.
Теоретическая новизна исследования: доказано, что если использовать в педагогическом процессе технологию поисково-исследовательской деятельности, то это будет способствовать развитию познавательной активности старших дошкольников.
Практическая значимость заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисково – исследовательской деятельности.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 29 «Золотая рыбка» в г. Железногорске Красноярского края….
Дошкольный возраст признается учеными как важнейший период становления познавательного развития ребенка и его образованности. Поэтому познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста является в педагогической теории приоритетным направлением для практических разработок. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте ребенок испытывает острый интерес к окружающей природе. Его естественная наблюдательность и любознательность могут быть использованы в целях расширения кругозора и познавательной эрудиции.
Необходимо акцентировать, что познавательное развитие оказывает серьезное воздействие на общее развитие ребенка. Происходит формирование интеллектуальных, личностных качеств ребенка, в это время у него происходит зарождение основных черт будущей личности.
Особую актуальность проблема познавательной активности приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательная активность обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка дошкольника, расширяет содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что, в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Старший дошкольный возраст – период, в котором у ребенка закладываются основы нравственности. Он начинает интересоваться живой и неживой природой. Полученный опыт становится основным для определения детских предпочтений и стремлений. Они стараются все потрогать, разузнать, подойти, посмотреть, как устроено. Знания ребенка об окружающем мире и его воображение расширяют диапазон его собственного опыта. При этом познавательное развитие становится ведущим вектором, который помогает ребенку реализоваться.
Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
Исходя из актуальности и значимости данной проблемы для педагогической науки и практики, сформулирована тема исследования: « Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством поисково-исследовательской деятельности»
Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников
Предмет исследования: развитие познавательной активности старших дошкольников посредством поисково-исследовательской деятельности
Гипотеза исследования: если использовать в педагогическом процессе технологию поисково-исследовательской деятельности, то это будет способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Если будут соблюдены следующие условия:
. ● Формирование проблемы детьми.
● Возможность выбора детьми оборудования.
● Выдвижение предположений, выдвинутых детьми.
● Проверка предположений.
● Подведение итогов, вывод.
Цель исследования: доказать насколько эффективна поисково-исследовательская деятельность в развитии познавательной активности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему познавательного развития дошкольников в историческом аспекте.
2. Определить особенности познавательной активности старших дошкольников.
3. Обосновать эффективность поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в развитии их познавательной активности.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в развитии их познавательной активности.
Методы исследования.
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: провести исследование старших дошкольников по выявлению уровня их познавательной активности.
Этапы исследования:
1. Подготовительный: выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования.
2. Основной: разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов.
3. Заключительный: интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования.
Теоретическая новизна исследования: доказано, что если использовать в педагогическом процессе технологию поисково-исследовательской деятельности, то это будет способствовать развитию познавательной активности старших дошкольников.
Практическая значимость заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисково – исследовательской деятельности.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 29 «Золотая рыбка» в г. Железногорске Красноярского края….